СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ «ТЕХНО-ЛАБ - центр решение инженерных задач в естественнонаучных проектах»
Наименование проекта |
Сетевой проект «ТЕХНО-ЛАБ - центр решение инженерных задач в естественнонаучных проектах»
|
|
Целевая аудитория |
Обучающиеся МБУ ДО ЦДТТ и их родители; педагогические работники и воспитанники учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений. |
|
Партнеры-участники проекта |
Учреждения дополнительного образования Ростова-на-Дону; предприятия — социальные партнеры из производственной сферы. |
|
Стратегическая цель |
Создание инновационной модели сетевой формы организации интеграционного образовательного пространства, способствующего развитию научно-технического творчества обучающихся на стыке различных областей науки. |
|
Цель проекта |
Создание для обучающихся — развивающей познавательной среды, способствующей раннему развитию инженерного мышления в условиях формированию интереса к естественно-научных исследованиях. |
|
Задачи проекта |
1. Разработка необходимого дидактического материала для проекта «Техно-Лаб» 2. Развитие социального партнерства в рамках реализации проекта. 3. Вовлечение в деятельность лаборатории обучающихся, педагогов, социальных партнеров. 4. Формирование у обучающихся диалектического и инженерного мышления; стимулирование собственного познавательного опыта, поисково-познавательной деятельности. 7. Обобщение и распространение опыта по развитию техносферы в учреждении дополнительного образования детей. 8. Создание актуальных, востребованных образовательных программ. |
|
Сроки реализации проекта |
2021 – 2025 гг. |
|
Краткое описание проекта |
Суть проекта заключается в создании особого развивающего и образовательного пространства — лаборатории, с целью осуществления научно-познавательной и образовательной деятельности с обучающимися, их родителями и педагогическими работниками в научно-технической сфере. Привлечение детей с ранних лет к «технической мысли», формирование инженерного мышления через опытно-экспериментальную и проектную деятельность, образовательные интерактивные игры с использованием современных информационных технологий. Обучение в лаборатории является начальным подготовительным курсом к дальнейшим занятиям в лабораториях инженерно-технического профиля. |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
- Функционирование лаборатории «Техно-Лаб» на базе МБУ ДО ЦДТТ; - Создание мотивирующей интерактивной среды для обучения и развития технологических компетентностей обучающихся в рамках проекта «Техно-Лаб»; - Реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в рамках сетевого проекта «Техно-Лаб»: - «Основы ARDUINO» - «Проектирование и моделирование. Fusion 360» - Получение высоких показателей познавательной деятельности обучающихся; - Увеличение контингента обучающихся по технической направленности в МБУ ДО ЦДТТ; - Создание партнерских связей с центрами дополнительного образования Ростова-на-Дону, предприятиями производственной сферы, вузами; организация совместных мероприятий. - Разработка модели создания и функционирования лаборатории «Техно-Лаб» на базе образовательного учреждения и системы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями; - Оформление и диссеминация полученных результатов. |
|
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации проекта |
- Количество детей, вовлеченных в данный проект; - Количество разработанных и внедренных рационализаторских решений в рамках проекта; - Количество детей, участвующих в мероприятиях научно-технической направленности; - Результативность участия в мероприятиях научно-технической направленности разных уровней; - Количество заключенных договоров сотрудничества по вопросам реализации Проекта с ведущими учреждениями образования и культуры, общественными организациями и промышленными предприятиями города. |
|
Ресурсы, необходимые для реализации проекта |
- Технические ресурсы: помещение, организуемой в лаборатории, а также детских потребностей, возможностей, эстетических требований; современное оборудование, инструменты и материалы для обеспечения научно-технической деятельности; информационно-коммуникационное оборудование; компьютер и программно-аппаратный комплекс.
- Научно-методические ресурсы: разработка нового научно-методического обеспечения, учебно-методических комплексов, средств дидактической поддержки образовательного процесса; - Информационные ресурсы: создание страницы или блога на официальном сайте организации, организация тематических ознакомительных и обучающих семинаров, мастер-классов, конференций; публикации; регулярная рассылка новостей и других информационных материалов. - Кадровые ресурсы: творческая группа в составе: руководитель проекта, методист, педагог-организатор, тьютор педагоги дополнительного образования для организации образовательной деятельности. |
Актуальность и проблематика
Современная система дополнительного образования детей в научно-технической сфере призвана решить приоритетные задачи: выявить у обучающегося интерес и способности к научно-техническому творчеству, сформировать полноценно развитую личность и при этом развить инженерное мышление. Зрелое инженерное мышление специалистов и развитые способности в научно-технической сфере являются залогом прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда. Сформированность этого вида мышления зависит от качества образовательного процесса на этапе до профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного образования детей.
Анализируя современные условия в образовательном пространстве можно сказать, что изменения субъектов сотрудничества обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, она определяется процессами обновления российского общества, в центре развития которого становится творческая, нестандартно мыслящая личность, способная на кардинальные преобразования материального, духовного и социального производства.
Во-вторых, темпы развития научно-технического прогресса, интеграция российской экономики в мировую диктуют необходимость в хорошо подготовленных инженерно-технических кадрах и преломления технических компетенций в различных областях естественных наук.
В-третьих, создание уникального регионального образовательного кластера.
В-четвертых, существенно то, что техническое творчество школьников ХХI века может существовать, развиваться и вызывать интерес у детей только при использовании современных материалов и инструментов, систем радиоуправления, спутниковой связи, микропроцессорной техники и IT-технологий, станочного оборудования нового поколения и другой техники, соответствующей технологической среде ХХI века, новым задачам модернизации страны и развитию науки и высокотехнологических производств. То есть техническое творчество является ресурсоемким направлением деятельности, которое требует больших вложений финансовых средств, приобретения дорогостоящего оборудования и инструментов, специально оборудованных помещений, сооружений, рабочих мест.
Помимо вышеизложенных аргументов, необходимо учитывать экономический потенциал региона – Ростовская область продовольственная житница юга страны, где широко развиты сельскохозяйственные технологии и передовые подходы в производстве сельскохозяйственные продукции. Поэтому техническое творчество должно соответствовать экономическим потребностям региона, обогащая его своими проектами .
Проблема состоит в том, что при наличии социального запроса на развитие инженерного мышления и закладывания его основ в раннем детстве, программы дополнительного образования для обучающихся редко направлены на развитие интереса ребенка к научно-технической сфере знаний. Это связано с тем, что в учреждениях дополнительного образования детей нет специфических ресурсов для знакомства обучающихся с экспериментальной метапредметной деятельностью.
Большое значение и актуальность в связи с этим приобретает необходимость создания условий для развития и роста личности ребенка в условиях техносферы в учреждениях дополнительного образования детей технической направленности. Этого возможно добиться только при помощи развития техносферы учреждения. Цель данного процесса — привести уровень технического и технологического развития учреждения в соответствие с современными требованиями и повысить качество дополнительного образования детей, чтобы удовлетворить со временные потребности личности, общества и государства.
«Техно-Лаб» являться платформой сотрудничества, где совместные усилия партнеров позволяет создать условия для специфической игровой деятельности обучающихся, что в доступных условиях позволят изучать основные законы природы, физики и химии, наблюдать за простейшими технологическими процессами, в доступной форме познавать азы базовых разделов физики (механики, статики, динамики, оптики, физики волн и т.д.) проводить эксперименты и каждый раз открывать для себя что-то новое.
Цель и задачи проекта
Создание для обучающихся — развивающей познавательной среды, способствующей раннему развитию инженерного мышления в условиях формированию интереса к естественно-научных исследованиях.
Задачи проекта:
7. Обобщение и распространение опыта по развитию техносферы в учреждении дополнительного образования детей.
8. Создание актуальных, востребованных образовательных программ;
Взаимодействие с партнерами
Взаимодействие с партнерами МБУ ДО ЦДТТ предполагается выстраивать следующим образом:
Матричная структура позволяет интегрировать разнообразные виды деятельности субъектов сетевой организации в рамках реализуемых проектов, обеспечивать гибкость и скоординированность работ, преодолевать внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию специализации каждого субъекта сетевой организации.( рис. 1)
рис.1
Особенностью данного проекта является включение в работу партнеров в соответствии с их спецификой. Данный вид сотрудничества не усредняет и не подчиняет участников проекта, а наоборот помогает им проявить инициативу, которая будет поддержана и реализована благодаря навыкам и компетенциям других партнеров.
Что мы можем ожидать от данного формата сотрудничества? Прежде всего это создание современных условий для занятий биологии и химии, занятия в этих смежных естественно-научных направлениях могут приобрести конкретное практическое применение.
Еще один значительный плюс данного проекта – возможность, работая с каждым партнерам индивидуально решать технические и инженерные задачи, которые будут оформлены в алгоритмы работы автоматизированных систем исходя из потребностей каждого исследования.
I- этап характеризуется выстраиванием удобной, комфортной стратегии взаимодействия, обсуждения стратегии взаимодействия, обсуждения документации содержания договора о сетевом взаимодействии, принятие дорожной карты реализации проекта.
При реализации I-ого этапа проекта необходимо:
Действия |
Документация |
Определится с содержанием сетевого договора. |
Подписания сетевого договора. |
Обсуждения дорожной карты реализации проекта. |
Утверждения дорожной карты реализации проекта. |
Разработка плана работы над исследованием. |
Утверждения плана работы. |
Схема взаимодействие сетевой работы на II-ом этапе проекта планируется выстроить следующим образом (рис. 2):
Рис.2
Форму взаимодействия на первом этапе проекта – испытание базового набора для лаболаторных работ (рис. 2 ).
При реализации II-ого этапа проекта необходимо:
Действия |
Документация |
Формирование рабочий группы и куратора исследования |
Формирование списка обучающихся (НОУ) и ответственного педагога-куратора. |
Получения набора «Практик -1» |
Акт приема образовательной платформы «Практик-1». (ссылка) |
Разработка плана исследования-наблюдения естественно-научного характера (выбор культуры для выращивания, выбор формы исследования и фиксации результатов). |
План исследования (размещение плана исследования на ментальной карты гугл). (ссылка) Ведение дневника исследования. (ссылка)
|
Формирование технического задания для улучшения условий проведения естественно-научного исследования. |
Проток технического задания/Отчет о техническом решении. (ссылка) |
Схема взаимодействие сетевой работы на III-ем этапе проекта планируется выстроить следующим образом:
рис.3
При реализации III-ого этапа проекта необходимо:
Действия |
Документация |
Формирование совместного образовательного дистанционного курса. |
Разработка программы образовательного курса (ссылка) |
Разработка инфраструктурного проекта |
Разработка проекта: -паспорт проекта -обоснование проекта -изготовление макета (прототипа) (ссылка) |
Дорожная карта реализации проекта
Этапы |
Сроки |
Содержание деятельности |
Формы реализации |
||
I этап - подготовительный |
2021г (- полугодие ) |
Обоснование реализации сетевого взаимодействия в области развития научно-технического творчества обучающихся в муниципальном образовательном пространстве |
- Разработка методологии проекта. - Проведение мониторинговых исследований по следующим направлениям: - степень эффективности реализуемых в муниципальном образовательном пространстве ДОП технической направленности; - потребности в материально-техническом оснащении каждого партнера для работы над данным проектом; - состояние кадрового обеспечения развития научно-технического творчества обучающихся (наличие педагога предметника, рабочая группа, руководитель проекта, ответственный или ответственный за проект, наличие НОУ));
|
||
Разработка нормативно-правовой документации по реализации проекта
|
- Разработка и утверждение локальных актов в МБОУ ДОД ЦДТТ, регламентирующих организацию сетевого взаимодействия; - Разработка Положения о лаборатории сетевого взаимодействия педагогических работников, реализующих ДОП (дополнительных общеобразовательных программ) технической направленности; - Разработка и заключение Договоров социального партнерства и сетевого взаимодействия в области развития научно-технического творчества обучающихся. - Обсуждения совместной формы работы |
||||
|
Задача этапа |
- Разработка оптимальной, комфортной системы взаимодействия между партнерами сетевого взаимодействия; - Принятие формы сетевого взаимодействия над данным проектом. - Обсуждения общего плана работы, а так же представления плана работы каждого участника - Планирование работы над испытанием;
|
|||
II- этап. Проведения экспериментальных работ
|
2021 -2023 гг. |
|
Передача базового набора «Практик-1» для начала проведения исследований - апробация результатов. Текущая корректировка конструктивных особенностей установки и внедрения
- взаимодействие со СМИ по вопросам освещения развития научно-технического творчества в муниципальном образовательном пространстве в рамках данного проекта. |
||
Обеспечение сетевого взаимодействия в области развития инженерно-технических компетенций обучающихся. |
- Разработка совместных планов развития научно-технического творчества обучающихся; - проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, разработка методических рекомендаций по вопросам развития инженерно-технических компетенций обучающихся; - обеспечение выполнения договоров социального партнерства и сетевого взаимодействия. |
||||
Создание благоприятных условий для успешной самореализации обучающихся в области научно-технического творчества в муниципальном образовательном пространстве. |
Расширение спектра привлекательных для ребенка событий, форм, технологий для удовлетворения когнитивно-деятельностных потребностей обучающихся города Ростова-на-Дону;
- Переход к региональным проектам, которые могут быть реализованы в особенностях конкретного региона.; |
||||
|
Задачи этапа |
-формирование (НОУ); - формирование устойчивой связи взаимодействия в формирования проблемы – постановка технической задачи – решение технической задачи- внедрение или модернизация; - обеспечения вариативности, разнообразности реализации технического решения в лаболаториях каждого участника проекта; -разработка инфраструктурных, проектов, макетов учитывая тематика сетевого взаимодействия. Представления практического опыта, систематизация данных по для подготовки их использования на цифровой платформе; - подведения итогов взаимодействия и проделанной работы каждого партнера подготовка представленных материалов для представления и обоснования полученного результата. |
|||
III- Цифровой этап обобщения результата |
2023-2024 г. |
|
- Совместное обсуждения видения будущей цифровой платформы, которая позволит дистанционно управлять и программировать параметры выращивания растений, культур. - Продумывание будущей городской эко-системы для обеспечения города продовольственными товарами растительного происхождения - -Формирования конкретных функций и способов взаимодействия цифровой платформы реальных ферм, роль операторов. |
||
|
|
Задача этапа |
-Выбор языка программирования, выбор цифровой платформы, выбор плана действия на программированием данного этапа |
||
IV- обобщения результата сетевого взаимодействия |
2024-2025 |
Анализ и обобщение опыта результатов деятельности в рамках реализации сетевого муниципального проекта
|
- проведение научно – практической конференции «»; - издание сборника «Опыт разработки модели сетевого взаимодействия в рамках реализации проекта «Центр развития инженерно-технических компетенций обучающихся». - Создание курса видео-лекций по профилю каждого из партнеров; |
||
|
|
Задача этапа |
Формирование отраслевого инфраструктурного проекта от каждого партнера (работа над его обоснование, макетированием, презентация )
|