Добро пожаловать на сайт МБУ ДО ЦДТТ!

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ «ТЕХНО-ЛАБ - центр решение инженерных задач в естественнонаучных проектах»

 Документация проекта

 

Информационная карта проекта

Наименование проекта

Сетевой проект «ТЕХНО-ЛАБ - центр решение инженерных задач в естественнонаучных проектах»

Целевая аудитория

Обучающиеся МБУ ДО ЦДТТ и их родители; педагогические работники и воспитанники учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений.

Партнеры-участники проекта

Учреждения дополнительного образования Ростова-на-Дону; предприятия — социальные партнеры из производственной сферы.

Стратегическая цель

Создание инновационной модели сетевой формы организации интеграционного образовательного пространства, способствующего развитию научно-технического творчества обучающихся на стыке различных областей науки.

Цель проекта

Создание для обучающихся — развивающей познавательной среды, способствующей раннему развитию инженерного мышления в условиях формированию интереса к естественно-научных исследованиях.

Задачи проекта

1. Разработка необходимого дидактического материала для проекта «Техно-Лаб»
2. Развитие социального партнерства в рамках реализации проекта.
3. Вовлечение в деятельность лаборатории обучающихся, педагогов, социальных партнеров.
4. Формирование у обучающихся диалектического и инженерного мышления; стимулирование собственного познавательного опыта, поисково-познавательной деятельности.
7. Обобщение и распространение опыта по развитию техносферы в учреждении дополнительного образования детей.
8. Создание актуальных, востребованных образовательных программ.

Сроки реализации проекта

2021 – 2025 гг.

Краткое описание проекта

Суть проекта заключается в создании особого развивающего и образовательного пространства — лаборатории, с целью осуществления научно-познавательной и образовательной деятельности с обучающимися, их родителями и педагогическими работниками в научно-технической сфере. Привлечение детей с ранних лет к «технической мысли», формирование инженерного мышления через опытно-экспериментальную и проектную деятельность, образовательные интерактивные игры с использованием современных информационных технологий. Обучение в лаборатории является начальным подготовительным курсом к дальнейшим занятиям в лабораториях инженерно-технического профиля.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта 

-    Функционирование лаборатории «Техно-Лаб» на базе МБУ ДО ЦДТТ;

-    Создание мотивирующей интерактивной среды для обучения и развития технологических компетентностей обучающихся в рамках проекта «Техно-Лаб»;

-    Реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в рамках сетевого проекта «Техно-Лаб»:

-    «Основы ARDUINO»

-    «Проектирование и моделирование. Fusion 360»

-    Получение высоких показателей познавательной деятельности обучающихся;

-    Увеличение контингента обучающихся по технической направленности в МБУ ДО ЦДТТ;

-    Создание партнерских связей с центрами дополнительного образования Ростова-на-Дону, предприятиями производственной сферы, вузами; организация совместных мероприятий.

-    Разработка модели создания и функционирования лаборатории «Техно-Лаб» на базе образовательного учреждения и системы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями;

-    Оформление и диссеминация полученных результатов.

   

Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации проекта

-    Количество детей, вовлеченных в данный проект;

-    Количество разработанных и внедренных рационализаторских   решений в рамках проекта;

-    Количество детей, участвующих в мероприятиях научно-технической направленности;

-    Результативность участия в мероприятиях научно-технической направленности разных уровней;

-    Количество заключенных договоров сотрудничества по вопросам реализации Проекта с ведущими учреждениями образования и культуры, общественными организациями и промышленными предприятиями города.

 

Ресурсы, необходимые для реализации проекта

-    Технические ресурсы: помещение, организуемой в лаборатории, а также детских потребностей, возможностей, эстетических требований; современное оборудование, инструменты и материалы для обеспечения научно-технической деятельности; информационно-коммуникационное оборудование; компьютер и программно-аппаратный комплекс.

-    Научно-методические ресурсы: разработка нового научно-методического обеспечения, учебно-методических комплексов, средств дидактической поддержки образовательного процесса;

-    Информационные ресурсы: создание страницы или блога на официальном сайте организации, организация тематических ознакомительных и обучающих семинаров, мастер-классов, конференций; публикации; регулярная рассылка новостей и других информационных материалов.

-    Кадровые ресурсы: творческая группа в составе: руководитель проекта, методист, педагог-организатор, тьютор педагоги дополнительного образования для организации образовательной   деятельности.

Иллюстрации

techlab 1

techlab 2

techlab 3

techlab 4

techlab 5

techlab 6

Пояснительная записка

Актуальность и проблематика

Современная система дополнительного образования детей в научно-технической сфере призвана решить приоритетные задачи: выявить у обучающегося интерес и способности к научно-техническому творчеству, сформировать полноценно развитую личность и при этом развить инженерное мышление. Зрелое инженерное мышление специалистов и развитые способности в научно-технической сфере являются залогом прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда. Сформированность этого вида мышления зависит от качества образовательного процесса на этапе до профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного образования детей.

Анализируя современные условия в образовательном пространстве можно сказать, что изменения субъектов сотрудничества обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, она определяется процессами обновления российского общества, в центре развития которого становится творческая, нестандартно мыслящая личность, способная на кардинальные преобразования материального, духовного и социального производства.

Во-вторых, темпы развития научно-технического прогресса, интеграция российской экономики в мировую диктуют необходимость в хорошо подготовленных инженерно-технических кадрах и преломления технических компетенций в различных областях естественных наук.

В-третьих, создание уникального регионального образовательного кластера.

В-четвертых, существенно то, что техническое творчество школьников ХХI века может существовать, развиваться и вызывать интерес у детей только при использовании современных материалов и инструментов, систем радиоуправления, спутниковой связи, микропроцессорной техники и IT-технологий, станочного оборудования нового поколения и другой техники, соответствующей технологической среде ХХI века, новым задачам модернизации страны и развитию науки и высокотехнологических производств. То есть техническое творчество является ресурсоемким направлением деятельности, которое требует больших вложений финансовых средств, приобретения дорогостоящего оборудования и инструментов, специально оборудованных помещений, сооружений, рабочих мест.

Помимо вышеизложенных аргументов, необходимо учитывать экономический потенциал региона – Ростовская область продовольственная житница юга страны, где широко развиты сельскохозяйственные технологии и передовые подходы в производстве сельскохозяйственные продукции. Поэтому техническое творчество должно соответствовать экономическим потребностям региона, обогащая его своими проектами .

Проблема состоит в том, что при наличии социального запроса на развитие инженерного мышления и закладывания его основ в раннем детстве, программы дополнительного образования для обучающихся редко направлены на развитие интереса ребенка к научно-технической сфере знаний. Это связано с тем, что в учреждениях дополнительного образования детей нет специфических ресурсов для знакомства обучающихся с экспериментальной метапредметной деятельностью.

Большое значение и актуальность в связи с этим приобретает необходимость создания условий для развития и роста личности ребенка в условиях техносферы в учреждениях дополнительного образования детей технической направленности. Этого возможно добиться только при помощи развития техносферы учреждения. Цель данного процесса — привести уровень технического и технологического развития учреждения в соответствие с современными требованиями и повысить качество дополнительного образования детей, чтобы удовлетворить со временные потребности личности, общества и государства.

«Техно-Лаб» являться платформой сотрудничества, где совместные усилия партнеров позволяет создать условия для специфической игровой деятельности обучающихся, что в доступных условиях позволят изучать основные законы природы, физики и химии, наблюдать за простейшими технологическими процессами, в доступной форме познавать азы базовых разделов физики (механики, статики, динамики, оптики, физики волн и т.д.) проводить эксперименты и каждый раз открывать для себя что-то новое.

Цель и задачи проекта

       Создание для обучающихся — развивающей познавательной среды, способствующей раннему развитию инженерного мышления в условиях формированию интереса к естественно-научных исследованиях.

Задачи проекта:

7. Обобщение и распространение опыта по развитию техносферы в учреждении дополнительного образования детей.

8. Создание актуальных, востребованных образовательных программ;

Взаимодействие с партнерами

Взаимодействие с партнерами МБУ ДО ЦДТТ предполагается выстраивать следующим образом:

Матричная структура позволяет интегрировать разнообразные виды дея­тельности субъектов сетевой организации в рамках реализуемых проектов, обеспечивать гибкость и скоординированность работ, преодолевать внутриорганизационные барьеры, не мешая при этом развитию специ­ализации каждого субъекта сетевой организации.( рис. 1)

techlab1

рис.1

Особенностью данного проекта является включение в работу партнеров в соответствии с их спецификой. Данный вид сотрудничества не усредняет и не подчиняет участников проекта, а наоборот помогает им проявить инициативу, которая будет поддержана и реализована благодаря навыкам и компетенциям других партнеров.

Что мы можем ожидать от данного формата сотрудничества? Прежде всего это создание современных условий для занятий биологии и химии, занятия в этих смежных естественно-научных направлениях могут приобрести конкретное практическое применение.

Еще один значительный плюс данного проекта – возможность, работая с каждым партнерам индивидуально решать технические и инженерные задачи, которые будут оформлены в алгоритмы работы автоматизированных систем исходя из потребностей каждого исследования.

I-               этап характеризуется выстраиванием удобной, комфортной стратегии взаимодействия, обсуждения стратегии взаимодействия, обсуждения документации содержания договора о сетевом взаимодействии, принятие дорожной карты реализации проекта.

При реализации I-ого этапа проекта необходимо:

Действия

Документация

Определится с содержанием сетевого договора.

Подписания сетевого договора.

Обсуждения дорожной карты реализации проекта.

Утверждения дорожной карты реализации проекта.

Разработка плана работы над исследованием.

Утверждения плана работы.

Схема взаимодействие сетевой работы на II-ом этапе проекта планируется выстроить следующим образом (рис. 2):

techlab2 

Рис.2

Форму взаимодействия на первом этапе проекта – испытание базового набора для лаболаторных работ (рис. 2 ).

При реализации II-ого этапа проекта необходимо:

Действия

Документация

Формирование рабочий группы и куратора исследования

Формирование списка обучающихся (НОУ) и ответственного педагога-куратора.

Получения набора «Практик -1»

Акт приема образовательной платформы «Практик-1». (ссылка)

Разработка плана исследования-наблюдения естественно-научного характера (выбор культуры для выращивания, выбор формы исследования и фиксации результатов).

План исследования (размещение плана исследования на ментальной карты гугл). (ссылка)

Ведение дневника исследования.

(ссылка)

Формирование технического задания для улучшения условий проведения естественно-научного исследования.

Проток технического задания/Отчет о техническом решении.

(ссылка)

         Схема взаимодействие сетевой работы на III-ем этапе проекта планируется выстроить следующим образом:


 techlab3

рис.3

При реализации III-ого этапа проекта необходимо:

Действия

Документация

Формирование совместного образовательного дистанционного курса.

Разработка программы образовательного курса (ссылка)

Разработка инфраструктурного проекта

Разработка проекта:

-паспорт проекта

-обоснование проекта

-изготовление макета (прототипа)

(ссылка)

Дорожная карта реализации проекта

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Формы реализации

I этап - подготовительный

2021г (- полугодие )

Обоснование реализации сетевого взаимодействия в области развития научно-технического творчества обучающихся в муниципальном образовательном пространстве

- Разработка методологии проекта.

- Проведение мониторинговых исследований по следующим направлениям:

-      степень эффективности реализуемых в муниципальном образовательном пространстве ДОП технической направленности;

-      потребности в материально-техническом оснащении каждого партнера для работы над данным проектом;

-      состояние кадрового обеспечения развития научно-технического творчества обучающихся (наличие педагога предметника, рабочая группа, руководитель проекта, ответственный или ответственный за проект, наличие НОУ));

Разработка нормативно-правовой документации по реализации проекта

-      Разработка и утверждение локальных актов в МБОУ ДОД ЦДТТ, регламентирующих организацию сетевого взаимодействия;

-      Разработка Положения о лаборатории сетевого взаимодействия педагогических работников, реализующих ДОП (дополнительных общеобразовательных программ) технической направленности;

-      Разработка и заключение Договоров социального партнерства и сетевого взаимодействия в области развития научно-технического творчества обучающихся.

-      Обсуждения совместной формы работы

Задача этапа

-      Разработка оптимальной, комфортной системы взаимодействия между партнерами сетевого взаимодействия;

-      Принятие формы сетевого взаимодействия над данным проектом.

-      Обсуждения общего плана работы, а так же представления плана работы каждого участника

-      Планирование работы над испытанием;

II- этап. Проведения экспериментальных работ

2021 -2023 гг.

Передача базового набора «Практик-1» для начала проведения исследований

- апробация результатов.

Текущая корректировка конструктивных особенностей установки и внедрения

  • Концептуальная проработка отчетного мероприятия о результатах полученных при использовании образовательного набора «Практик-1» (например смотры, а при увеличении количества участником -Фестиваль)
  • результативности участия в мероприятиях научно-технической направленности;

-      взаимодействие со СМИ по вопросам освещения развития научно-технического творчества в муниципальном образовательном пространстве в рамках данного проекта.

Обеспечение сетевого взаимодействия в области развития инженерно-технических компетенций обучающихся.

-      Разработка совместных планов развития научно-технического творчества обучающихся;

-      проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов,   разработка методических рекомендаций по вопросам развития инженерно-технических компетенций обучающихся;

-      обеспечение выполнения договоров социального партнерства и сетевого взаимодействия.

Создание благоприятных условий для успешной самореализации обучающихся в области научно-технического творчества в муниципальном образовательном пространстве.

Расширение спектра привлекательных для ребенка событий, форм, технологий для удовлетворения когнитивно-деятельностных потребностей обучающихся города Ростова-на-Дону;

- Переход к региональным проектам, которые могут быть реализованы в особенностях конкретного региона.;

Задачи этапа

-формирование (НОУ);

- формирование устойчивой связи взаимодействия в формирования проблемы – постановка технической задачи – решение технической задачи- внедрение или модернизация;

- обеспечения вариативности, разнообразности реализации технического решения в лаболаториях каждого участника проекта;

-разработка инфраструктурных, проектов, макетов учитывая тематика сетевого взаимодействия.

Представления практического опыта, систематизация данных по для подготовки их использования на цифровой платформе;

- подведения итогов взаимодействия и проделанной работы каждого партнера   подготовка представленных материалов для представления и обоснования полученного результата.

III- Цифровой этап обобщения результата

2023-2024 г.

-      Совместное обсуждения видения будущей цифровой платформы, которая позволит дистанционно управлять и программировать параметры выращивания растений, культур.

-      Продумывание будущей городской эко-системы для обеспечения города продовольственными товарами растительного происхождения

-      -Формирования конкретных функций и способов взаимодействия цифровой платформы   реальных ферм, роль операторов.

Задача этапа

-Выбор языка программирования, выбор цифровой платформы, выбор плана действия на программированием данного этапа

IV- обобщения результата сетевого взаимодействия

2024-2025

Анализ и обобщение опыта

результатов деятельности в рамках реализации сетевого муниципального проекта

-      проведение научно – практической конференции «»;

-      издание сборника «Опыт разработки модели сетевого взаимодействия в рамках реализации проекта «Центр развития инженерно-технических компетенций обучающихся».

-      Создание курса видео-лекций по профилю каждого из партнеров;

Задача этапа

Формирование отраслевого инфраструктурного проекта от каждого партнера (работа над его обоснование, макетированием, презентация )

Нас можно найти в: